Znak.com

В конце мая юристы интернациональной правозащитной организации «Агора» и «Зоны права» объявили о запуске «Фабрики 228». Этот проект ориентирован на защиту обитателей Рф от произвола со стороны силовиков по наркотическим делам.

Юристы «Агоры» заявляли, что будут учить материалы уголовных дел, где есть признаки подброса наркотиков, даже опосля вступления в силу судебных решений. «Зона права» в свою очередь воспринимает сообщения о пытках, фальсификациях доказательств и вымогательстве средств сотрудниками правоохранительных органов. 

За две недельки работы проекта «Фабрика 228» к юристам «Агоры» и «Зоны права» обратились около 100 человек, с некими из их правозащитники уже начали работу.

Юрист «Фабрики 228» Алексей Бушмаков сказал Znak.com, что созодать, если вас задержали по подозрению в хранении и/либо распространении наркотиков.

Вас задержали по подозрению в хранении/распространении наркотиков. 1-ые деяния

Алексей Бушмаков: Первым действием является молчание: не надо никому ничего говорить, не надо полностью ничего подписывать, пока вы не свяжетесь со своим заступником. 

В 2-ух крайних делах из моей практики полицейские заставляли задержанного разблокировать телефон и гласили, если он не даст показания и не скажет, где брал наркотики, они опубликуют его фото и видеозаписи интимного нрава. Соответственно, вследствие такового давления люди были обязаны давать показания и разъяснения, клеветать собственных близких. К огорчению, все это делается под давлением и без адвоката.

Потому 1-ое правило — молчать, 2-ое — позвонить заступнику и сказать о задержании, третье — обсудить позицию с адвокатом и зависимо от принятого решения отдать показания.

Как нужно вести себя в отделении правоохранительных органов?

Алексей Бушмаков: Люди устроены по-разному, у всех свои ужасы: кто-то рыдает, кто-то молчит. Кого-либо лупят, кому-то не дают пить либо курить, не дают пищи. Если подкармливают, то просроченной пищей. Это встречается практически в любом деле. К этому необходимо быть готовым. 

Вас могут возить меж отделами правоохранительных органов: в одном подержать двое суток, в другом двое. Основанием для задержания будет являться то, что типо вы «хулиганили» либо ненормативно выражались в присутствии служащих. Вас продержат некое время, даже если не будет доказательной базы. Но в это время сотрудники пробуют выловить у вас информацию, чтоб произвести следственные деяния. Вероятны нелегальные осмотры, опросы и допросы. 

В отделе правоохранительных органов со следователем нужно отыскать общий язык. Нужно знать свои права, чтоб показать сотрудникам вашу юридическую грамотность. Основную позицию по делу вы прорабатываете с адвокатом.

Алексей Бушмаков в судебном процессеЯромир Романов / Znak.com

Какие есть права и обязанности у задержанного?

Алексей Бушмаков: Можно гласить о том, что у задержанных есть определенные права, которые закреплены в УПК и Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении злодеяний». Если вы были задержаны, вы имеете право знать о причинах и основаниях собственного задержания. У вас есть право на адвоката либо заступника, на извещение близких о вашем задержании, право давать либо отрешаться от дачи разъяснений и показаний, право не свидетельствовать против себя, право на ознакомление с документами и остальные.

Основное право задержанного — звонок родственникам либо заступнику, чтоб он сумел защитить ваши права. Но, обычно, это все не соблюдается, и сотрудники постоянно нарушают это право, другими словами не дают совершить звонок. При всем этом не оформляют это соответствующим образом, другими словами не составляют письменный акт отказа задержанного от звонка. В любом случае они должны это предложить, а позвонить либо отрешиться от звонка — право задержанного.

Базисными также являются право не быть униженным, право на человечное отношение, право не подвергаться пыткам. Но все это часто нарушается, так что не стоит питать иллюзий в этом вопросце. Потому задержанные в Рф без адвоката фактически бесправны.

Должны ли вы давать показания, отвечать на вопросцы силовиков?

Алексей Бушмаков: Никто не должен давать какие-либо показания. Вы сможете отрешиться от дачи показаний. Своим подзащитным я говорю, что, если вас допрашивают в качестве очевидца, вы сможете не давать показания, воспользовавшись статьей 51 Конституции. Демонстрируя против другого человека — собственного подельника, напарника либо остальных — вы автоматом рассказываете о для себя, о собственных действиях и о том, что вы сделали, либо другие аспекты дела. Потому я советую не давать показания, по последней мере, в наиблежайшей временной перспективе. Это будет «бесить» следователя и оперативных служащих, которые попробуют вышибить из вас эти показания при помощи силы. Они могут гласить, что для вас необходимо отдать разъяснения либо пояснения.

Как это ни назови, не стоит открывать позицию без согласования со своим адвокатом либо заступником. Разъяснения, данные без адвоката, не должны считаться подтверждениями, но «для общей атмосферы» сотрудники правоохранительных органов и следователи все равно приобщают к материалам уголовного дела эти документы. Арбитр их тоже читает и лицезреет. Это необходимо подразумевать.

Считается, что сначало данные разъяснения и пояснения — настоящие, искренние, правдивые и совершенно лучше, чем те, которые даны человеком опосля общения со своим заступником либо опосля раздумий о том, как поменять эти показания. Можно не давать показания — о этом необходимо держать в голове. Это выбор всякого, и любой рискует по-своему: он быть может избит, унижен и т. д.

На что необходимо уделять свое внимание при изъятии веществ?

Алексей Бушмаков: При изъятии наркотических веществ из помещения, носков либо кроссовок, тайников и шкатулок необходимо постоянно фиксировать пространство, где они изымаются. Одно дело, если в помещении либо квартире наркотик изымут из какой-либо шкатулки, спрятанной в шкафу либо потаенном хранилище, а другое — если наркотическое средство отыщут на тарелке в открытом доступе, что будет считаться соц сбытом, другими словами вы кого-либо пробовали угостить либо вместе употребляли наркотические средства.

Пространство изъятия непременно обязано быть зафиксировано. Нужно фиксировать, верно ли был составлен протокол изъятия, во что было упаковано вещество и как оно было опечатано. Изъятие происходит в присутствии понятых, которые должны подписать эти документы. Непременно необходимо обрисовать упаковку. К примеру, в одном из уголовных дел обвиняемый гласил, что обнаруженный наркотик свалился в лужу и поглотил воду. Соответственно, его вес возрос. Но при изъятии этого вещества это не было зафиксировано, он не был соответствующим образом упакован и описан, что привело к осуждению по тяжкой статье. И лишь в апелляции мне удалось поменять квалификацию злодеяния и с большого размера «уйти» на значимый. Видите ли, это тоже играет роль.

Можно сказать, что экспертизы и исследования наркотических средств не подделываются и не искажаются. Претензий к экспертизам нет. Но были вопросцы о идентичности наркотических средств: допустим, гражданина винят в сбыте, и у него дома находят один наркотик, и он сбывает еще наркотик другому лицу. Необходимо было сопоставить два этих наркотика. Тут экспертизы не давали нам хроматографической таблицы — поглядеть и проверить, верно ли была определена идентичность вещества.

Должны ли вы подписывать протокол о изъятии веществ?

Алексей Бушмаков: Смысла не подписывать нет. Люди задумываются, что отсутствие подписи тянет за собой признание недостающим подтверждением. По сути это не так. Вы подписываете протокол и письменно излагаете все замечания и нарушения, которые были допущены следователем либо оперативными сотрудниками при оформлении изъятия наркотического вещества. Смысла не подписывать нет в принципе. Факт отказа от подписи будет засвидетельствован 2-мя понятыми. Вы создадите задачи лишь для следователя и потянете незначительно времени. Если вы желаете ему насолить, то не подписывайте. Он отыщет 2-ух понятых и в их присутствии оформит отказ от подписания протокола. И все: протокол будет иметь юридическую силу, а вы лишитесь способности внести в него замечания и указать на допущенные нарушения.

Какие экспертизы должны быть проведены сходу же опосля задержания и во время следствия?

Алексей Бушмаков: Стратегию и ход расследования полностью описывает следователь: достаточность следственных действий, какие экспертизы должны произвести. Обычно, сходу опосля задержания экспертизы не проводятся, поэтому что следователь должен ознакомить с постановлением о ее предназначении подозреваемого либо обвиняемого и его заступника. На это уходит некое время, и лучше это созодать опосля возбуждения уголовного дела. На стадии задержания либо сходу опосля задержания (до возбуждения уголовного дела) следствие либо дознание производит исследование. Выскажемся так, это резвые испытания, которые делают в лабораториях экспертно-криминалистических центров или в отделе МВД (Министерство внутренних дел — орган исполнительной власти, правительственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности) по нелегальному обороту наркотиков, как у нас в Екатеринбурге на ул. Степана Разина. Они определяют, какой наркотик, в которых пропорциях, смешан либо не смешан, незапятнанный либо содержится в каком-то веществе. Обычно, этого хватает для принятия решения о возбуждении уголовного дела и избрания меры пресечения трибуналом.

Если появляются сомнения в исследовании, то назначаются экспертизы: судебно-химическая, молекулярно-генетическая (по отпечаткам пальцев и потожировым следам на упаковке, в какой хранится наркотическое вещество). По делам о употреблении и хранении может проводиться судебно-психиатрическая экспертиза, а наркологическая экспертиза проводится изредка. Но это тот минимум экспертиз, который назначается следствием в процессе расследования. 

Хочешь, чтоб в стране были независящие СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы)? Поддержи Znak.com

Источник: www.znak.com