Александр Полозов

США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) заявили о готовности посодействовать властям Сербии и Косова в конце концов урегулировать статус края, который больше 10 лет считает себя независящим от Белграда, но в таком качестве сейчас признается не всеми даже в Евросоюзе. Для стимулирования переговоров Вашингтон обещает сторонам льготные кредиты и заявляет о готовности вывести из региона южноамериканские силы, составляющие базу миротворческих сил на Балканах. Рассказываем, почему это принципиально Штатам, готова ли к переговорам Сербия и как на это глядит Наша родина.

Способом бича и пряника

В пн The Wall Street Journal сказала о намерении американской администрации возвратиться к решению балканского вопросца. В феврале 2008 года, спустя практически 10 лет опосля неудачной пробы Белграда силой удержать Косово и Метохию, власти края объявили его независящей республикой. Белград не признает эту декларацию. 

Сербию продолжают поддерживать Наша родина, Китай, Индия, Израиль и даже 5 стран-членов Евросоюза. Наиболее того, за 10 с маленьким лет сербская дипломатия уговорила 18 стран (в большей степени африканских) пересмотреть ранее принятое решение признать самостоятельность Косова. И сейчас, по подсчетам ТАСС, против независимости Приштины выступают наиболее 60 стран, включая 2-ух неизменных членов Совбеза ООН.

Но и в Сербии, и за ее пределами обязаны признать, что Белград не контролирует местность мятежного края, как и сама Приштина смирилась с утратой контроля над несколькими районами в северной части региона, населенной в большей степени сербами. На сей день это еще одна составляющая косовского вопросца, к решению которого Вашингтон дает идти в том числе методом корректировки границ. Как пишет WSJ, переговоры пройдут в Вашингтоне 27 июня. 

Называя эту дату, спецпредставитель президента США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) по урегулированию меж Сербией и Косово Ричард Гренелл отметил, что если какая-то из сторон не будет удовлетворена дискуссиями, все возвратится к статус-кво.

Но в случае успешного финала сторонам обещано выделение кредитов на общую сумму до $200 млн — правда, пока непонятно, в которых пропорциях. Очередной мерой, призванной провоцировать желание сторон придти к компромиссу, назван возможный вывод американских военных, которые составляют костяк интернациональной миссии KFOR, обеспечивающей сохранность Косово. И это обещание по последней мере в Приштине уже должны были воспринять как опасность.

Кое в чем Приштине уже пришлось уступить — чтоб открылась сама возможность для возобновления переговоров с Белградом. Новое косовское правительство 7 июня отменило 100-процентные торговые пошлины на продукты из Сербии. Их отмену Белград не раз напрямую называл в качестве 1-го из основных подготовительных критерий, и в Вашингтоне признают, что давили на власти Косова. «Мы не можем посодействовать, если стороны наносят вред экономикам друг дружку средством торговых барьеров, включая пошлины», — приводит издание слова ассистента президента США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) по государственной сохранности Роберта О' Брайена.

Флаг Республики КосовоCarsten Reisinger / Global Look Press

Меж Европой и Америкой

Инициатива пойти на обоюдные территориальные уступки и через это двигаться к полномасштабному урегулированию конфликта не новенькая — быстрее это возврат к идее 12-13-летней давности, которую в те годы неформально обсуждали в кулуарах, но так и не отважились перейти к официальным переговорам, считает Максим Саморуков, заместитель головного редактора Carnegie.ru, эксперт по Балканам и Восточной Европе. Но тогда сербам чудилось, что передача под суверенитет Белграда только приграничных северных районов Косова с сербским этническим большинством — это унизительно не достаточно. Сейчас же Сербия дает осознать, что в решении вопросца о статусе края для нее вероятен и выход на соглашение о признании независимости Косова. В рамках которого мог бы произойти территориальный обмен. 

Спустя 20 лет. НАТО (Организация Североатлантического договора, Северо-Атлантический Альянс — крупнейший в мире военно-политический блок) настаивает, что бомбардировки в Югославии были нужны и законны

Для Белграда это имеет значение исходя из убеждений его отношений с Европой, которые, невзирая ни на что, остаются стратегическим ценностью. Но неувязка в том, что сама Европа в лице европейских грандов не весьма приветствует хоть какое изменение границ, установившихся опосля 2-ой мировой войны. Судя по публикации SWJ, европейцы вправду достаточно прохладно отнеслись к намеченному старту вашингтонских переговоров. В ней сказано, что официальные лица Франции и Германии колеблются в том, что экономические обещания США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) способны уверить Сербию согласиться с потерей Косова. ТАСС припоминает о словах канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая заявляла, что все страны региона имеют перспективу войти в ЕС, даже оставив нерешенными пограничные вопросцы. 

Вообщем, даже если у Сербии есть разногласия с ЕС перед началом переговоров в Вашингтоне, президент Александр Вучич рассчитывает их снять, когда в Белград прибудет представитель ЕС по Балканам Мирослав Лайчак. Это произойдет опосля парламентских выборов в самой Сербии, назначенных на 21 июня.

В отличие от европейцев, США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) присваивают куда большее значение прагматичному результату, чем формальным принципам, потому смогли перетянуть на себя роль ведущего посредника в переговорах. В конце концов, как уже сказано, конкретно южноамериканские войска до сего времени составляют базу интернационального миротворческого контингента в Косово. 

«Дональд Трамп, который готовится к новеньким выборам, достаточно последователен в собственных внешнеполитических ценностях: он избирался с мыслью, что США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) должны выйти из всех дальних конфликтов с неясными выгодами, в которые так либо по другому ввязались до этого, в особенности при предшественниках-демократах. Потому для Трампа будет принципиально достигнуть того, чтоб Сербия и Косово подписали некое соглашение, которое можно было бы предъявить избирателям, и вывести из региона южноамериканские войска», — объясняет мотивы Вашингтона Максим Саморуков.

Южноамериканские военные составляют костяк сил сохранности НАТО (Организация Североатлантического договора, Северо-Атлантический Альянс — крупнейший в мире военно-политический блок) в Косово.Hannibal Hanschke / dpa / Global Look Press

Могут они начать вести войну опять?

Такие опаски серьезно звучат сейчас в том числе в самой Сербии. Но крайние столкновения в регионе произошли в 2004 году, и с того времени сам конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) уже не в том состоянии, чтоб бояться его возврата вспять в жаркую фазу, уверен Саморуков. Конфликтующие этнические общины больше не перемешаны, как это было сходу опосля распада Югославии, активная молодежь по обе стороны конфликта — на заработках в Евросоюзе… Словом, даже опосля ухода янки навряд ли в Косово и Сербии найдется много желающих снова вести войну. 

Успокаивающие сигналы подает Москва, для которой Балканы постоянно были знаковым регионом Европы. А конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) меж сербами и косоварами, которые противопоставили себя Белграду под прикрытием натовского щита, отошел на далекий план лишь опосля начала боев в Донбассе. С самого начала Наша родина настаивала на незыблемости положений резолюции № 1244, которой Совбез ООН в 1999 году утвердил базы мирного урегулирования на Балканах и в какой ни слова не упоминалось о независимости Косова. 

Но сейчас Москва навряд ли будет упираться. Хотя, непременно, в Рф найдутся еще огромные патриоты Сербии, чем сами сербы, и будут добиваться такого же на официальном уровне.

В пн Александр Вучич, узнаваемый многовекторным нравом собственной наружной политики, обсудил предстоящие переговоры с Владимиром Путиным. И, судя по сообщению Кремля, услышал себе основное. 

«В заявлениях русского управления, представителей дипломатичного корпуса ясно звучит готовность согласиться с хоть какими плодами переговоров, если они, во-1-х, устроят сами стороны, и, во-2-х, будут вынесены на одобрение Совбеза ООН. Другими словами Москва поучаствует в их рассмотрении и тем сохранит функцию урегулирования конфликтов через ООН и свою роль глобальной державы», — выделил эксперт по Балканам Максим Саморуков. 

Источник: www.znak.com