Global Look Press

Во время пандемии коронавируса «стало в десятки раз больше» нарушений трудовых прав, говорится в докладе международного правозащитного центра «Агора» на эту тему (есть в распоряжении Znak.com). Авторы доклада проанализировали все обращения на горячую линию «Агоры» по трудовым правам и предложили Международной организации труда потребовать от правительства России информацию по применению международных трудовых норм в период «коронакризиса» и призвать российские власти к их соблюдению.

Правозащитники, ссылаясь на доклад Минтруда, сообщают, что с конца марта по конец июня 2020 года в России было уволено почти 4 млн человек. Официальный уровень безработицы в России к апрелю достиг максимума за последние четыре года — на учет в службы занятости, по данным Росстата, встали 4,3 млн человек (5,8% от общей численности трудоспособного населения). При том что еще в феврале безработными были только 3,4 млн человек (4,6%).

В мае антирекорд был снова побит — уровень безработицы в России достиг 6,1% (4,5 млн человек).

В докладе «Агоры» уточняется, что больше всего безработных зарегистрировано в Чечне, Тыве и в Ингушетии, меньше всего — в Липецкой и Тамбовской областях, а также на Сахалине. При этом, по оценкам Международной организации труда, в результате кризиса рост безработицы в мире может составить от 5,3 млн человек («мягкий» сценарий) до 24,7 млн («жесткий» сценарий).

Проведя анализ обращений на горячую линию «Агоры» по трудовым правам, юристы правозащитного центра составили рейтинг типичного поведения работодателей в период пандемии. В докладе подчеркивается, что «отсутствие у руководителей компаний образования, управленческих навыков, знаний о действующем правовом регулировании трудовых отношений привело к тому, что в период ограничений самым популярным способом оптимизации расходов стало уменьшение фонда оплаты труда работников».

На втором месте по популярности среди мер, предпринимаемых работодателями, — увольнение сотрудников, на третьем — уменьшение размера оплаты труда при уменьшении объема выполняемых работ. Далее в рейтинге идут перевод сотрудников на дистанционный режим работы, уменьшение размера оплаты труда при неизменном объеме выполняемых работ, принуждение работника к оформлению отпуска и оформление простоя организации.

Причем сотрудников увольняли либо в одностороннем порядке, например, по причине профнепригодности сотрудника, либо через сокращение штата без соблюдения должной процедуры, сказано в докладе.

Уменьшение зарплат с пропорциональным уменьшением выполняемой работы в большинстве своем происходило по соглашению сторон, но часто сопровождалось нежеланием работников получать зарплату меньше той, что была у них раньше, отмечают правозащитники. По их данным, договоренности оформлялись в форме дополнительных соглашений к трудовому договору, в форме приказа или даже в устной форме.

При переходе на дистанционную работу у сотрудников часто возникали проблемы из-за отсутствия необходимого оборудования или материалов. Например, у некоторых работников не было компьютера, необходимого программного обеспечения, баз данных или дистанционного доступа к локальным устройствам, а также расходных материалов.

Если сотрудникам уменьшали зарплату при полном сохранении объема работы и ответственности, это происходило исключительно в форме манипуляции, заключили в «Агоре».

Зачастую это касалось тех работников, чья заработная плата состояла из фиксированного размера оплаты труда и премиальной части, говорится в докладе. «Например, сотрудник получал фиксированный размер оплаты труда в размере МРОТ (12 130 рублей), но значительный размер зарплаты получал в виде премий. […] В период пандемии многие работодатели перестали выплачивать премии. Происходило это или под предлогом „невыполнения условий“, которые изложены в положении о премировании, или через одностороннее внесение изменений в трудовой договор сотрудника. Итоговый месячный заработок работника уменьшался более чем в два раза», — такие данные приводятся в докладе «Агоры».

Кроме того, правозащитники рассказали, как работодатели в России вынуждали работников оформить отпуск (ежегодный оплачиваемый или за свой счет). Так, по данным исследования, работодатели могли предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск по графику или «в обход» графика — в этом случае многие сотрудники соглашались. Также сотрудников вынуждали оформить отпуск за свой счет, то есть без оплаты, могли после окончания ежегодного отпуска заставить оформить отпуск за счет работника.

При оформлении простоя в организации возникали конфликты из-за определения вины в простое и оформления оплаты этого простоя работодателем. В случаях введения режима простоя «без вины работника или работодателя» сотрудники требовали платить 2/3 от среднего заработка, а работодатель платил 2/3 от оклада или нормы выработки без переменной или премиальной части, сказано в докладе.

Авторы доклада также выделили «отдельные категории работников, наиболее пострадавших от COVID-19 и от принятых государством мер по нераспространению вируса». По данным «Агоры» такими работниками стали повара в школах и детских садах, врачи и курьеры. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: www.znak.com