В сети начали обсуждать возможную «забастовку УИКов» на фоне пандемии коронавирусаЯромир Романов / Znak.com

Среди российских политических активистов развернулась дискуссия о том, как можно повлиять на проведение общенародного голосования за поправки в Конституцию РФ. С подачи соратника Алексея Навального Леонида Волкова появилась идея о забастовке членов участковых избирательных комиссий (УИК): в опубликованном накануне посте на странице в Facebook он указал, что члены комиссий все чаще отказываются от работы на плебисците, в том числе и из-за соображений эпидемиологической безопасности. В комментариях к посту Волкова многие члены УИКов уже поддержали эту идею; одобрил ее и Алексей Навальный. Однако может ли это привести к срыву голосования?

900 тыс. членов УИК

Как объясняет Леонид Волков, сейчас в России почти 900 тыс. членов УИК, многие из них — это школьные учителя. В условиях пандемии коронавируса, каждый из них гипотетически может стать суперраспространителем заболевания, в том числе получив вирус в ходе досрочного голосования. Это подвергнет дополнительным рискам не только их, но и людей из группы риска (пожилых людей и людей с хроническими заболеваниями), к котором члены комиссии пойдут для организации «надомного» голосования.

«Вижу в соцсетях все больше сообщений о том, что такой-то член УИК отказался участвовать в этом мероприятии, и такой-то. В Чертаново даже комиссия целиком. И не могу их не поддержать. Это просто кажется актом правильного гражданского поведения. Элементарной гигиены во всех смыслах этого слова. И знаете что? У каждого из нас есть знакомый член УИК, а чаще и не один. Может быть, стоит достучаться до них, поговорить с ними? Объяснить, что просто ради их собственной безопасности и безопасности избирателей им не стоит в этом всем участвовать?» — написал Волков.

Автор идеи Леонид Волков считает, что пока говорить о полноценной забастовке раноЯромир Романов / Znak.com

Волков отмечает, что отказ от работы на общероссийском голосовании не влечет за собой никаких формальных санкций для членов УИК: по избирательному законодательству России, их даже нельзя вывести из состава комиссии. В комментарии Znak.com политик уточнил, что пока это только «пост с мыслями вслух и вопросами». «Посмотрим, какая будет реакция и, главное, будет ли поддержка самих членов УИК. Говорить о „кампании“ пока рано», — добавил Леонид Волков.

Мнения членов комиссий, увидевших предложение Волкова, разделились. «Я член УИК с правом решающего голоса, и я даже не собиралась туда идти. Эта процедура заведомо антиконституционная. Разумеется, если бы не эпидемия, я бы еще сомневалась: даже просто посмотреть, что да как они придумали. Теперь даже исследовательского интереса нет», — прокомментировала одна из участниц дискуссии. Несколько десятков человек поддержали инициативу, однако другие подписчики Волкова выразили сомнение в пользе тактики. 

«Я прямо спросил свой УИК — никто уходить не собирается, думаю, та же история и с остальными 900 тыс. учителей. В этой ситуации, если я уйду, весь процесс останется в руках абсолютно зависимых от администрации людей. 

Думаю, таким образом уход добросовестных членов УИК только ухудшит ситуацию», — прокомментировал член другого московского избиркома, на своей личной странице выступающий за голосование против поправок в Конституцию.

Отказываются от работы на УИК и в других городах. Например, член одного из УИКов в Екатеринбурге от партии «Яблоко» Максим Малых направил свое уведомление об отказе участвовать в голосовании из-за опасений за здоровье еще накануне. «Мне ответили, что приняли к сведению. В комиссии больше десяти человек: в основном, это учителя из школы, где находится участок. Председателем работает завуч. Не знаю, отказался ли кто-то еще, но мне кажется, что для людей важнее заработок, который идет от работы в комиссии, чем риск заразиться», — говорит он.

По его словам, за кампанию в Екатеринбурге рядовой член УИКа получает от 8 тыс. до 10 тыс. рублей в зависимости от количества отработанных часов. Малых говорит, что если раньше члены комиссии должны были отдежурить несколько часов, принимая досрочно голосующих, то сейчас этот период растянулся на семь дней, что и повлияло на его решение отказаться от работы. «Это создает серьезные риски, во-первых,  для меня, так как я могу заразиться, во-вторых, для окружающих, потому что я могу быть бессимптомным носителем и создавать опасность для людей, приходящих на участки. Поэтому в роли работника УИКа я не готов работать», — рассказал он. При этом он не исключает, что примет участие в самом голосовании, но пока склоняется к тому, чтобы на него не ходить.

«Многие держатся за деньги»

По словам члена избирательной комиссии Екатеринбурга, главы аппарата администрации города Ильи Захарова, заявления об отказе работать на голосовании поступали в комиссию в течение апреля-мая, но это не носит массовый характер. «Кто-то отказывается по организационным причинам, кто-то по финансовым. Хотя многие держатся за деньги, которые они получат от работы в УИКе», — уверен он. По его мнению, случаев отказа от работы будет немного. «Если же произойдет массовый выход, конечно, людям будет сложно найти замену. Но я думаю, ничего невозможного в этом нет. В комиссию обращаются люди, которые хотели бы поработать. Для экстренных случаев законом предусмотрены сжатые сроки формирования УИКов, за десять дней до голосования. Просто с людьми, которые сейчас работают в комиссиях, будет организационно проще провести голосование, чем с новичками», — полагает Захаров. 

Яромир Романов / Znak.com

По утвержденному Центризбиркомом порядку голосования, новые участковые избирательные комиссии должны быть сформированы не позднее, чем за 25 дней до дня голосования. В исключительных случаях их можно собрать не позднее, чем за день, предшествующий дню голосования. Это касается только комиссий на новых участках — в остальных случаях работать должны члены действующих комиссий. Но и там федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» допускает возможность экстренного назначения членов комиссии, хотя и более длительного по срокам.

Как считает сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц, предложенная тактика «забастовки УИКов» может сработать только при стечении нескольких обстоятельств. «Сейчас было объявлено массовое тестирование сотрудников комиссий на коронавирус. Если они выявят значительное количество зараженных, часть членов комиссий выбудут. Во-вторых, должно включиться чувство самосохранения у членов комиссии: они могут не захотеть заниматься тем, что им навязывает процедура — проходами по больным, по квартирам. Если к этому добавится идеологическая „забастовка“, на каком-то количестве участков может появиться проблема с кворумом, но сколько это — сказать сложно», — комментирует он.

По мнению Мельконьянца, если проблема появится за неделю до голосования, исключить членов комиссии, которые отказались работать, и заменить их новыми практически невозможно без грубых нарушений закона.

«Но ситуация в регионах разная. В законе есть „вилка“ по количеству членов комиссии — от 3-9 человек на маленьких участках до 7-16 членов комиссии на крупных. Если в крупных городах комиссии укомплектованы по максимуму, то в более маленьких можно попробовать расширить состав комиссии и включить дополнительных членов, чтобы обеспечить кворум, — отмечает эксперт. — Другое дело, когда станет известно о том, что кто-то не будет участвовать в голосовании: предупредят ли члены комиссию заранее, или просто не придут на работу в день голосования. Если это будет внезапно, то для комиссий это будет шок, потому что они могут не набрать кворума. Но для этого нужен одновременный невыход пяти-шести и более человек. Возможно, какое-то количество участков из-за этого не сможет работать, но спрогнозировать, насколько это будет массовым явлением, сложно. Пока сценарий выглядит малореалистичным».  

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: www.znak.com