Издание «Важные истории» опубликовало расследование о том, как делал состояние Кирилл Шамалов, в 2013 году женившийся на Катерине Тихоновой, которую называют младшей дочерью президента России Владимира Путина. Расследование основано на личной переписке Шамалова, к архиву которой получили доступ журналисты. Из документов следует, что вместе с дочерью Путина Шамалов тратил миллионы евро на обустройство быта в России и Франции, за бесценок скупал акции крупнейшей нефтехимической компании России, а также мог помогать своим друзьям и партнерам по бизнесу в донесении идей лично до «гаранта Конституции».

Катерина Тихоноваскриншот YouTube

Исследователи переписки Кирилла Шамалова полагают, что с Катериной Тихоновой он был знаком с детства — тем более что его отец Николай Шамалов давно дружит с Владимиром Путиным и входил в круг людей, которых президент приглашал на день рождения. Из переписки, посвященной подготовке свадьбы Шамалова и Тихоновой, известно, что их близкое общение началось как минимум в 2003–2004 годах. В 2009 году 27-летний Кирилл Шамалов стал вице-президентом по административной поддержке бизнеса крупнейшей нефтехимической компании России, «Сибура», успев до этого поработать в «Газпроме», «Рособоронэкспорте» (главном экспортере российского оружия), Газпромбанке и аппарате правительства России.

В 2012 году Шамалов и Тихонова уже обустраивали вместе дом в одном из самых дорогих мест в России, в поселке Усово на Рублевке, что совсем недалеко от резиденции президента России в Ново-Огареве. Обустройство вышло роскошным: ковер для дома молодых обошелся в 54,3 тысячи евро, или 2,2 миллиона рублей по тогдашнему курсу, шатер в саду обошелся в 53 тысячи евро (почти 1,8 миллиона рублей по тогдашнему курсу). На оборудование СПА ушло больше 14 млн рублей, а общая стоимость особняка могла составлять свыше 600 млн рублей.

Дом в Усове не единственная дорогая недвижимость Шамалова и Тихоновой. В октябре 2012 года жених Тихоновой приобрел дом в городе Биарриц во Франции. Особняк, принадлежавший в прошлом семье олигарха и друга Путина Геннадия Тимченко, обошелся Шамалову в 4,5 млн евро.

По документам, Шамалов владел офшорными компаниями и до женитьбы на дочке Путина, однако после свадьбы он стал сверхбогатым человеком. 

Его компания всего за 100 долларов купила Themis Holdings Ltd., на которую было записано 3,8% акций нефтехимического холдинга «Сибур». На тот момент стоимость компании сам Шамалов оценивал в 10 млрд долларов, то есть рыночная цена его пакета акций могла составлять около 380 млн долларов. 

Изучив опционы топ-менеджеров «Сибура», «Важные истории» выяснили, что исполнительный директор компании Сергей Комышан за 0,26% «Сибура» должен был отдать 21,6 млн долларов, то есть в 216 тыс. раз больше, получив за это в 15 раз меньший пакет акций.

Сразу после свадьбы помощники Шамалова начали искать ему «мегапроект»: предлагали выкупить доли в «Ростелекоме», Tele2 и «Триколор ТВ», выкупить за 1,3 млрд долларов башню в «Москва-Сити» или создать «глобального лидера нефтесервиса», купив компании «Интегра» и актив «Роснефти» «РН-Бурение» (последние идеи, судя по переписке, принадлежали Сергею Котляренко, управляющему активами председателя госкорпорации «ВЭБ.РФ» Игоря Шувалова). Также Шамалову предлагали купить 51% корпорации «ВСМПО-Ависма». 

Однако в итоге Шамалов докупил акции «Сибура» у Геннадия Тимченко, причем в переписке описывается, что получить он его должен был через создание искусственной задолженности перед ним, которую бы погасили пакетом акций. В 2014 году на совершенно новую компанию «Яуза 12» Кирилл Шамалов купил 17% акций «Сибура», рыночная стоимость которых составляла около 80 млрд рублей. Сам Шамалов заявлял, что занял деньги на сделку в Газпромбанке под залог собственных активов. Как именно ему удалось рассчитаться по кредиту, неизвестно.

«Важные истории» / архив Кирилла Шамалова

Близкие отношения с Катериной Тихоновой также открыли для Шамалова доступ к информации Российского фонда прямых инвестиций: в архиве переписки обнаружились письма от руководителя Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева, который делился с Шамаловым конфиденциальной информацией о крупных сделках фонда. Неизвестно, извлекал ли Шамалов из этого какую-либо прибыль, однако предложенной информации, например о покупке «Ростелекома», было достаточно для выгодной инсайдерской торговли. РФПИ вкладывался и в собственные активы Шамалова, профинансировав треть строительства тобольского проекта «Сибура» «Запсибнефтехима», стоившего 9,5 млрд долларов. Кроме того, «Сибур» получал деньги напрямую из Фонда национального благосостояния по распоряжению президента РФ Владимира Путина в 2015 году. 

В переписке Кирилла Шамалова также есть многочисленные свидетельства того, как его знакомые и бизнес-партнеры адресовали ему свои просьбы, предназначенные для передачи президенту России Владимиру Путину. 

Последнее письмо в переписке между Катериной Тихоновой и Кириллом Шамаловым датировано 15 июня 2017 года. Вскоре Шамалов лишился своего пакета акций «Сибура». О расставании Тихоновой и Шамалова стало известно лишь в 2018 году.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: www.znak.com