Znak.com

Сейчас на ютуб-канале журналиста Майкла Наки состоялись дебаты Алексея Навального и Максима Каца по поводу стратегии оппозиции во время общенародного голосовании по поправкам в Конституцию. Кац вызвал Навального на дебаты еще 13 июня, сказав, что позиция Навального, который призывает «не признавать» общенародное голосование, «странноватая». Навальный от дебатов с Кацем поначалу отказался, отметив, что «не желает растрачивать время на дискуссию и спор снутри уже оппозиционного электората». Но сейчас Алексей Навальный все-же согласился принять роль в дебатах.

Znak.com приводит лаконичный пересказ дебатов Навального и Каца.

Максим Кац: Я рад, что разговор состоялся. Алексей пробовал отрешиться от дебатов, но не сумел. Желаю поблагодарить всех, кто оказал на него публичное давление. […] На данный момент весьма нехороший момент, чтоб показывать самодержавную лояльность. Не пользоваться для оппозиции сиим моментом и не сформировать единой стратегии — это просто грех перед сторонниками. […] В главный и самый проблемный для путинской власти момент за 20 лет ее существования не представить ясной позиции — это безответственно.

Алексей Навальный: Трудно отыскать в Рф политика, который бы больше, чем я, призывал участвовать в выборах. […] Я прямо на данный момент призываю вас участвовать в выборах, которые будут в сентябре. […]

Но когда мы участвуем в выборах, мы все-же стараемся глядеть, выборы это либо нет. Просто если бежать в каждую будку, где написано «выборы», с бюллетенем, то можно забежать в электрощитовую, и там вас уничтожит током. 

Я не признаю выборами эту функцию (общенародного голосования по поправкам в Конституцию — прим. ред.) […] Нереально провести это голосование неопасно исходя из убеждений эпидемии [коронавируса]. Любой участок перевоплотится в небольшую зону инфецирования. […] В целом мы считаем, что эта дискуссия достаточно глупая, поэтому что она раскалывает оппозиционный электорат. […] Задачка — говорить про обнуление [президентских сроков Владимира] Путина, а не спорить о участии. […] Голосование происходит в критериях пандемии, потому я как настоящий политик смотрю на настоящую ситуацию и говорю, что тут есть два важных фактора. 1-ое — нереально участвовать в голосовании, поэтому что это (поправки — прим. ред.) уже принято, и это нелегитимно. 2-ое — эпидемия, потому это безнравственно призывать собственных приверженцем массово идти на участки, не предупредив их о этом. […] Охото сходить на голосование? Душа лежит? Сходите, но будьте аккуратны. Помните, что возможность того, что ваш глас будет посчитан, приравнивается фактически нулю.

Кац: Я бы желал достигнуть того, чтоб в урнах лежало больше бюллетеней «нет», чем «да». Тогда, может быть, результаты голосования придется сфальсифицировать. Пока ситуация таковая, если бюллетеней с «да» будет больше, чем с «нет», то и фальсифицировать ничего не нужно, не нужно выгонять наблюдателей. Будет добросовестная победа при добросовестном подсчете при неприемлемой и никуда не пригодной процедуре. […] От 70 до 80% людей, встречающихся на улице, желают голосовать «против» поправок. […] Если мы молчком будем посиживать дома и говорить, что процедура нелегитимна, а поправки уже приняты, хотя это не так, то никто не выяснит наше мировоззрение. […] Люди оппозиционных взглядов посиживают дома, это нужно прекращать. […] Конечная цель — бюллетеней «нет» в урнах оказывается больше, чем «да». В обществе есть осознание и уверенность, что все голосовали «против» поправок, и опосля этого власть Путина просто завершается. Путин растеряет свою легитимность.

Навальный: Роль в этом голосовании не является броским выражением собственного несогласия. Максим, мне было за тебя лишь что постыдно. Ты нам серьезно произнес, что ты делаешь уличные опросы. И ты называешь это социологией? […] Это откровенная ересь! Я в миллионный раз повторяю, что никаких 80% (людей, кто выступает против поправок в Главный закон — прим. ред.) нет, поэтому что мы находимся в этом эфире заместо того, чтоб любой денек агитировать людей, что это обнуление. […] Путин уйдет из власти в итоге долгой, тщательной работы.

Кац: Мы как фавориты оппозиции эту волну [протеста] должны поддержать и сказать: «Вы должны пойти и сказать „нет“. Вы не должны обнулять Путина». Мы должны выслать людям точный месседж. Для чего это усложнять? […] Если люди привыкнут, что недозволено протестовать молчанием, то они добьются хотимых перемен.

Навальный: С моей точки зрения, необходимо не признавать эту функцию, и всем вокруг говорить, что ее смысл заключается в обнулении. Твое, Максим, рассуждение выстроено на неверном посыле, что единственное действие — это придти и проголосовать. Чтоб сказать «нет», можно пойти на выборы, принять роль в «Умном голосовании», написать твит, поддержать «политических заключенных». Остаться на диванчике и ничего не созодать — это избрать из большой палитры противоборства поход на голосование, где вы понимаете, что ваш глас ничего не играет. 

Кац: Проводить голосование [в таком виде] — это грех, феноменальная безответственность, которая может уничтожить много людей. Это грех против человечности. 

Навальный: Я говорю людям, что все это не имеет огромного значения, поэтому что это не имеет огромного значения, поэтому что глас не будет учтен. […] Я не желаю быть как Путин, не желаю лгать людям. Поход туда (на избирательные участки — прим. ред.) небезопасен. […] Мой призыв к людям — встань и пойди агитировать против поправок и Путина. 

Кац: Если ты агитируешь против Путина, при всем этом призываешь не голосовать, это как можно?

Навальный: Ты ставишь меня на позицию, которой я не придерживаюсь. Я говорю: «Желаете пойти? Пойдите! Но знайте всю правду о этом голосовании». […] Базисное разногласие с Максимом — его аргументация строится на неверных посылах. Максим гласит неправду о социологии.

Кац: Контроль за подсчетом голосов весьма проблемный. На мой взор, это не причина отрешаться от того, чтоб высказать свою позицию. Ну, сфальсифицируют, мы попытаемся изловить. Сможем? Означает, поймаем. Не сможем? Означает, не поймаем. […] Если в урнах будет лежать большая часть «нет», мы это узнаем.

Навальный: Для меня высказаться — это людей на митинг позвать. 

Кац: Когда рядом с тобой стоит урна, ты должен кидать туда свое мировоззрение. <…> Мы должны воспользоваться тем, что есть. Мы должны применять это голосование для консолидации людей, поэтому что мы не поддерживаем бессрочное правление Путина.

Хочешь, чтоб в стране были независящие СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы)? Поддержи Znak.com

Источник: www.znak.com